Microsoft переделывает рынок игр. Убийство Steam не за горами?

Microsoft переделывает рынок игр. Убийство Steam не за горами?

В прошлый раз мы вспомнили историю компании Microsoft на игровом рынке и рассмотрели её амбиции в настольном секторе. История покорения мира чтобы не возникало вопросов, советую ознакомиться с вводной частью.

Сегодня начнём с цифр, которые каждый интерпретирует по-своему, но вывод будет один-единственный. У разных агентств данные разнятся, но пропорции остаются плюс-минус одинаковыми.

Мобильные игры и консоли занимают 77% игрового рынка. Но важно тут другое — огромную часть рынка контролируют всего 5 компаний. Google, Apple, Nintendo, Sony, Microsoft… конечно, с небольшими оговорками (например, Fortnite не контролируется Google) Но суть проста — 5 компаний с одной стороны и десятки и тысячи компаний с другой. Влияние этой пятёрки на игровую индустрию колоссальное. Но и это ещё не всё. К примеру Nintendo, с её Switch, и Sony с её PlayStation 4 сидят на попе ровно и не влияют на рынки за пределами своей ниши (робкие попытки не меняют ситуацию в целом). Apple, хоть и присутствует на рынке персональных компьютеров в лице Apple MacBook, но влияет на рынки за пределами своей экосистемы минимально. Теперь рассмотрим компанию Google и её присутствие на рынках отличных от Android. Вы не поверите — оно огромно. Конечно, Google Stadia — это что-то непонятное и малозначимое. Но есть ещё одна прослойка — ChromeBook — замена недорогих ноутбуков, планшетов, моноблоков и даже персональных компьютеров. Их проникновение в ряды пользователей незначительно. Озвучиваются цифры от 40 до 60 миллионов активных устройств. Для сравнения, в Steam активных пользователей около 95 миллионов. И это сравнение никому не известной платформы с самым большим цифровым магазином. Данные приведены не для какого-то анализа, а для показа, что самое большое в одном мире будет чем-то мелким и незаметным в другом. И из этого «другого» мира приходит гигант в лице Microsoft. Про компании вроде Amazon, Aliexpress или Facebook мы умолчим — они где-то на начальном пути своего игрового развития.

Дружба со Steam

Вы же помните этот замечательный момент, когда Microsoft отказалась от консолей и назвала своей целевой нишей все сферы — и консоли, и персональные компьютеры, и облака? Появление игр в Steam и яркие баннеры! Мы заботимся о каждом пользователе! Мы даём возможность играть там, где они захотят. Ура, товарищи! Только это всё лукавство. В Steam присутствуют исключительно нишевые, проходные продукты. Топовые проекты, несущие золотые яйца, почему-то не попали в Steam. Ибо нефиг. Minecraft и Forza Horizon совершенно случайно остались в одном-единственном магазине. Для чего же тогда остальные проекты появляются в магазине Гейба Ньюэлла, если не для охвата целевой аудитории и увеличения продаж? А очень просто — для переманивания игроков и пополнения своей клиентской базы. Вот вам статистика двух разных источников Netmarketshare и Steam. И видно, что в одном отношение Win 10 к Win 7 идет как 2 к 1, а в другом как 16 к 1 — это даже не в пределах погрешности. Можно сказать про «Целевую аудиторию», но даже это не может объяснить столь существенную разницу. Если пройти в раздел Steam «самые популярные игры», ни одна из них не требует наличия новой системы. Только редкие «радости» от Microsoft очень настаивают на новой операционной системе. Впрочем, это не самый важный параметр, свою роль сыграло еще и новое мощное оборудование, не поддерживающее старые системы.

Стартовая позиция 2020

Помните выпуск SteamOS в 2013 году и уход на попятную Microsoft? Потеря доли рынка и давление на пользователей были колоссальными, но они могли сбежать. В 2020 году SteamOS уже 2 года как не подает признаков жизни, а у Windows 10 более миллиарда пользователей. Позиции Valve за последние 7 лет сильно ослабли? Зато голова гидры не сидит на месте. Она проникает везде и повсюду. Ресурсы и возможности. Вот один из примеров: уведомление о изменениях в новой игре на ноутбуке, на котором всего лишь авторизовался в приложении Xbox. Никогда ранее не играл и нет возможности на нём играть. Мелочь? Нет! Это только начало проникновения в массы. В отличие от Steam, Microsoft может показывать в своей системе СВОЮ рекламу СВОИХ продуктов. И если поклонники парового вентиля на такое не купятся, то сомневающиеся и любопытные — вполне возможно.

Только это не всё. Помните козни от Epic Store и ущемление прав самой народной платформы? К примеру, Metro Exodus? Она появилась на платформе Microsoft на персональных компьютерах на 8 месяцев раньше, чем в Steam. А The Outer Worlds, или MechWarrior 5, или Phoenix Point, они вышли в день анонса… Сила чемоданов в действии. Сотрудники Xbox нашли силы, деньги и время, чтобы пообщаться с разработчиками игр и простимулировать их выход. Гейб Ньюэлл на такое не способен, и это дискредитирует его в глазах игроков.

 Платформодержатель

А теперь самое интересное и сочное. Давно ли вы видели рекламу магазина Steam и давно ли вы слышали предложение заглянуть в самый лучший игровой магазин на свете? В наше стремительное время, когда количество информации неуклонно увеличивается, а количество свободного времени уменьшается, на авансцену продаж товаров или услуг выходит реклама. 5-10-15 лет назад, рекламу ларечку от Гейба Ньюэлла делали сторонние игроки рынка в лице ActivisionElectronic ArtsZeniMaxUbisoft, но они все открыли собственные магазинчики и в рекламных материалах последних лет упоминают только их. А что же делает компания Microsoft? Она вкладывает миллионы в своё развитие. И это не считая своих личных игр. Не считая рекламы от сторонних студий.

 

Можно было бы сказать: «Я Steam никогда не брошу, и таких сотни миллионов». Но это не так. Есть естественный приток покупателей, для которых слово Steam ничего не значит. Им сейчас 10-15 лет, и они ещё не стали фанатами какой-то платформы. Они ещё в том возрасте, когда на их мнение можно повлиять со стороны. Steam этого не делает, в то время как Xbox готова и способна. Также существует естественный отток пользователей — кто-то женился, завёл детей, нашёл работу, сменил хобби, потерял аккаунт — и это существенная часть клиентской базы. Вспомните противостояние Apple iPhone и Samsung Galaxy — вечный спор. Как только одна из компаний не расскажет о своей самой последней модели iPhone SE 2020 или Samsung Galaxy Note 20 — тут же идёт спад продаж. Конкуренция во всей своей красе. А теперь вспомним про разницу между двумя протагонистами. Steam — это успешный магазин, который вкладывается только в развитие прилавка. Xbox — это платформа. Один аккаунт и на компьютере с установленным Office, игровая консоль, облачные технологии, мощный почтовый сервис и сотни других, менее успешных проектов. Один — сидит и не видит ничего дальше своего носа. Второй — пробует, пробует, пробует. Да — он ошибается, он несёт денежные потери, но достаточно найти всего одну удачную идею, и она вытянет и отобьёт все затраты.

Финансовая отдача

Игровой проект для Microsoft — это не пара миллионов, вложенных неизвестно во что. Это десятки миллиардов, которые вкладываются обдуманно. Каждое перечисление со счёта на счёт обосновано десятками и сотнями людей. При покупке компании или запуске сервиса сотни людей анализировали рынок и прогнозировали получение выгоды. В мире больших сумм не бывает случайностей — всё просчитано и спрогнозировано (попробуйте в банке взять кредит на развитие бизнеса и не приложить к заявке бизнес-план). Так же и здесь, только речь идёт о суммах с девятью нулями. К примеру, Россия в 2019 году выделила кредитов Беларуси на 7,55 млрд. $ на двадцать лет… А тут компания вкладывается в развитие лишь одного из направлений своего бизнеса. И, естественно, от всего этого ожидается какая-то отдача. Даже если пойти по самому пессимистичному пути развития, и не вся вложенная сумма вернется, она будет отобрана у основных конкурентов в лице Epic Store и Valve. А тут стоит сделать ремарочку: у Epic Store есть другие источники доходов, у Microsoft есть другие направления бизнеса, а у Valve это основной вид заработка. Удар по Steam, даже не самый мощный, нечем компенсировать, и он наносит долговременные потери. А регулярные удары будут подтачивать детище Гейба Ньюэлла все больше и сильнее.

Послесловие

Автор осознает все вышесказанное и делает две оговорки в своём видении будущего. Слова и действия Microsoft сейчас — это предвыборная программа на избрание будущего «Президента». Все обещания и действия, которые мы слышим, могут быть обычной фикцией и исчезнут сразу после «дня X». Действия и планы Microsoft требуют больших финансовых вливаний, но автор не видит ярко выраженные потоки. Все, что выходит на поверхность — это лишь крохи и бюджетный вариант, которого недостаточно для кардинальных перемен в ближайшие 5-10 лет.

Добавить комментарий