Microsoft отменяет The Elder Scrolls 6 и Fallout 5? О покупке компании ZeniMAX

Microsoft отменяет The Elder Scrolls 6 и Fallout 5? О покупке компании ZeniMAX

«Событие десятилетия!», «Она это может себе позволить!», «Это конец Sony!», «Покупка века!». И десятки других эпитетов о значимом событии в мире игр. Microsoft купила ZeniMAX. Со стороны геймеров — крайне занимательное событие. Со стороны людей с экономическим образованием — это позор мирового масштаба. Но давайте разберемся, что на самом деле произошло и чем это грозит обычному геймеру. Любое событие наиболее показательно на примерах и типичном поведении изучаемого субъекта.

Skype

10 мая 2011 года корпорация Microsoft приобрела компанию-разработчика программы за $8 500 000 000. Приобретение, наделавшее много шума. Хотелось рассказать про Nokia, но тут более показательный пример. На момент сделки Skype была лидером рынка. Самой востребованной программой для текстовой, голосовой и видеосвязи. Лучшей и передовой. До приобретения, как это ни странно, программа была убыточной и нуждалась в крупных вливаниях. И вот, пришел благодетель с деньгами, основной целью которого было спасение проекта.

Прошло 9 лет с момента сделки. Что мы имеем на сегодняшний день? На что пошли деньги? Единственное, что Microsoft сделала — это увеличила монетизацию проекта, привязав его к своим сервисам. Из пиринговых независимых сетей она перешла на выделенные сервера. Качество и стабильность упали ниже плинтуса.

Minecraft

В 2014 году Microsoft приобрела Mojang AB и права на Minecraft за $2 500 000 000. Еще одно интересное событие. Самая успешная и финансово успешная игра современности. Богатая Microsoft после покупки компании не вложила ни копейки в игру: лишь энтузиасты улучшали проект, делая сотни модов. Microsoft выжимала все соки и доила как могла. На выставке E3 в 2017 году компания представила Xbox one X и анонсировала дополнение Super Duper Graphics Pack,  крупнейшее дополнение для игры. Компания позиционировала его как киллер-фичу для новой консоли. Спустя 2 года проект был тихо прикрыт — Microsoft не хватило денег на банальное улучшение игры.

Показательный пример. Многие элементы из этого дополнения были сделаны обычными юзерами в виде модов и отлично работают. А что на счет Minecraft RTX? Менее масштабное улучшение игры, но снова у всех на устах. Суть состоит в том, что это снова сторонняя разработка от сторонней компании. Nvidia улучшила своими силами чужой продукт. Сделала то, что не смог заинтересованный хозяин. Просто взяла и сделала. Эти примеры отлично показывают, что Microsoft не собирается вкладывать деньги в свои топовые проекты. Основная цель — это доить-доить-доить максимально долгое время с минимальными затратами

$7 500 000 000

Из обсуждений новости я узнал одну интересную особенность. Почему так мало? Ведь явно это стоит значительно дороже? Тут надо сделать лицо кирпичом и вставить фразу «Да что вы говорите!?!?» Карл Маркс — компания стоит ровно столько, сколько за нее готовы заплатить. Все остальное — это ваши личные фантазии. На сегодняшний день только три компании способны и заинтересованы приобрести ZeniMAX — это Sony, Amazon и Microsoft. Все остальные либо не обладают достаточными средствами, либо считают риски необоснованными. Sony — имеет свои студии и в ближайшее время останется гегемоном крупнобюджетных игр. Amazon сама не знает, чего хочет. Остается Microsoft, которая выделила столько средств на приобретение, сколько посчитала нужным. 

Microsoft купила компанию ZeniMAX

Основное заблуждение, которое гуманитарии распространяют в сети. Microsoft НЕ ПОКУПАЛА Zenimax. Microsoft ПРИОБРЕТАЛА Zenimax. Звучит, для большинства, одинаково. Но смысл СОВЕРШЕННО разный. Покупка может быть  приобретением. А вот приобретение далеко не всегда является покупкой. Как пример «Украина приобрела свою независимость 24 августа 1991 года» А теперь вставьте в это же предложение слово «Купила». Также и со сделкой между Microsoft и Zenimax. Покупка — это взять из кармана $7 500 000 000. А вот при приобретении и сумме сделки в $7 500 000 000 можно не заплатить ни цента. К чему вся эта демагогия? А очень просто. Тезис «Microsoft сорит деньгами и может себе позволить» — не является истиной, как думают многие.

Приобретение

Для примера, что на самом деле произошло, рассмотрим другое значимое приобретение последних дней. NVIDIA приобрела Arm за $40 000 000 000. Подробности сделки выглядят следущим образом:

Согласно соглашению, NVIDIA в общей сложности выплатит SoftBank $21 500 000 000 в виде акций, а также $12 000 000 000 в виде наличных средств, включая $2 000 000 000 на момент принятия соглашения. Кроме того, SoftBank может получить до $5 000 000 000 дополнительных платежей наличными либо в виде акций компании NVIDIA с учётом будущей прибыли компании Arm. В качестве дополнительного обязательства NVIDIA выплатит $1 500 000 000 сотрудникам компании Arm.

Как видно, из $40 000 000 000 только $12 000 000 000 были выплачены живыми деньгами. Еще $5 000 000 000 могут быть — но не факт — выплачены позже при достижении показателей. Большая часть выплачена акциями. Если проследить большинство крупнейших сделок — то львиная часть делается по такой же схеме. Живыми деньгами выплачивается  менее трети, а часть суммы еще и привязана к определенным финансовым показателям на определенном периоде времени. Но и это еще не все. Для деятельности предприятия нужно финансирование. В большинстве случаев оно идет за счет полученных при приобретении средств. То есть, на разработку нового продукта покупатель не тратит ни копейки. Это обязанность приобретенной компании.

Обмен акциями

Крайне распространенная процедура. Ранее акции помогали привлечь дополнительные средства и финансирование каких то проектов. А в данный момент вы отдаете свои акции компании, а потом присоединяете эту самую компанию со своими акциями на их балансе. То есть, вы не тратите живые деньги, а получаете и компанию и уплаченные за нее акции. Хитрость и простота. Конечно, есть держатели новых акций (а в большинстве своем это сотрудники компании), что покинут компанию и акции заберут с собой, но это в виде исключения и особых статей в договоре.

А много ли это, $7 500 000 000?

И снова многие гуманитарии могут лишь использовать правописание, не вникая в тонкости. Но, если посмотреть на примеры других компаний и аналогичные освещаемые операции — компания ушла с молотка за бесценок, и ей ничего не светит в будущем. Для «самой большой сделки в игровой индустрии» приведу аналогию.

На 1 сентября 2020 года Microsoft за владение Zenimax отдала примерно $7 500 000 000 (сумма сделки) / $1 705 000 000 000 (капитализация Microsoft) = 0,4% от имеющихся средств в виде акций.

На приобретение Minecraft и сделки ушло $2 500 000 000 / $345 000 000 000 (капитализация Microsoft 2014) = 0,72% — то есть, практически вдвое больше тех же самых напечатанных бумажек.

Живыми деньгами было оплачено примерно $2 000 000 000, большая часть которых сразу уйдет кредиторам, банкам и прочим финансовым институтам. То есть, на финансирование реальной деятельности останутся копейки. Акции — достаточно большая доля уйдет держателям и собственникам ZeniMAX, в частности — ее сотрудникам и CEO. Получить акции и тут же обменять их на живые деньги — невозможно. Чтобы обычному сотруднику обменять акции на деньги, нужно заключить брокерский договор и получить разрешение Microsoft на выставление акций на биржу (просто так никто не может выставлять акции на торги — это влияет на стоимость акций и капитализацию компании в целом, данный момент жестко регламентируется крупными компаниями). То есть, по факту, на будущие разработки у ZeniMAX живыми деньгами будет $200-300 млн на ближайшие несколько лет, причем выручка с продаж будет идти в большей степени в карман Microsoft.

8. Gears 5, Forza Horizon 4, Sea of Thieves, Halo Infinite

Решил не выносить инди-проекты сомнительного качества в заголовок. Поговорим об ударных, мощных и всеми любимых играх Xbox Game Studios за последнее время. Что общего между этими играми? Какую связь вы видите? Подсказываю — это долгоиграющие проекты с постепенным наполнением и основным упором в онлайн-составляющую. Концепция Game Pass подразумевает под собой регулярное и постоянное возвращение широких масс. Регулярные поступления за подписку. Снова и снова. Геймеры должны быть привязаны к подписке, иначе проект не окупится ни сейчас, ни через 10 лет. А теперь вопрос — какие из игр Bethesda Softworks соответствуют данной стратегии? The Elder Scrolls Online и Fallout 76 или TES 6 и Fallout 5? Какие из этих игр можно сделать быстро, недорого и чтобы подсадить людей на подписку? В чем Microsoft будет заинтересована больше?

Начало конца. 21 сентября 2020 года

Буквально пару дней назад я уже освещал тему «Xbox: заплати сейчас, играй потом» И вот опять. Под крылом ZeniMAX находится восемь достаточно крупных студий, две из которых сейчас делают игры для PlayStation. Две студии занимаются поддержкой Fallout 76 и The Elder Scrolls Online. ID Software и MachineGames отстрелялись менее года назад. Оставшиеся две всегда были на подхвате. Но и это не все. При плохом финансовом положении в компании начинается ротация кадров. Численность и качество сотрудников начинает падать. Кто-то не видит перспектив. Кто-то не готов работать по новым правилам. Кто-то знает немного больше, чем другие, и сбегает с тонущего корабля. Но вот интересный момент — абсолютно все объявления о приобретении игровых студий происходили на праздничных мероприятиях. О них помпезно объявляли старшие чины Xbox, представляя как студию, так и ее топ СЕО. А что мы видим сейчас? О столь существенном событии объявили в твиттере? Скриншотик? О самом дорогом и самом важном приобретении? Не более чем рядовое событие, необходимое для рекламной компании перед выходом нового поколения консолей. Много шума на пустом месте.

Риторика

 Сколько разных заявлений вы слышали от Microsoft в сторону игрового подразделения? А вспомните о чем они?

  • Мы покупаем новые игровые студии
  • Game pass это будущий игровой Netflix
  • У нас грандиозные планы на Xbox
  • Мы расширяем нашу семью 

И все в том же духе. У Microsoft много денег. Она может позволить себе все. Вот только вопрос — а сколько раз вы слышали, что они тратят много денег на игры? Хоть одно заявление, что они готовят масштабные высокобюджетные проекты? Даже, если вспомнить про $500 000 000 бюджета Halo Infinite. Это слухи, которые Microsoft не подтвердила. Только $500 000 000 — это минимум $100 000 000 на пиар-компанию. а оставшиеся $400 000 000 — это 3 года разработки и 10 лет поддержки — выходит по 30 000 000 в год. Но и это не все. Игра будет приносить доход, который и будет формировать то самое финансирование и бюджет. То есть Microsoft, если и выделяет деньги, то сущие копейки. Крэйг вам в помощь.

В чем весь цимес?

Это имиджевое приобретение, не несущее большой смысловой нагрузки. Рекламная компания. Аванс на добавление игр в библиотеку. Масштабы всего Zenimax — около 2 000 сотрудников во всех игровых подразделениях (по состоянию на 2018 год до кризиса). Для сравнения, в Wargaming — более 4 500 сотрудников. Великие и знаменательные франшизы не интересны современным геймерам (о чем красноречиво говорят продажи). Их ценность лишь в преданных олдфагах, родившихся в прошлом тысячелетии и не делающих сколько-нибудь существенную кассу. Единственный существенный плюс — наработки в долгоиграющих онлайн-проектах очень актуальны для будущего развития. Знания, полученные при разработке Fallout 76 и The Elder Scrolls Online, неоценимы. Ни одна из приобретенных игр не имеет специалистов в этой области. Это лучшее сочетание для жизнедеятельности Game Pass.

Вместо итога

У Microsoft нет денег. Она не готова полномасштабно вливаться в игровое подразделение. Все купленные за последние годы студии были на грани банкротства или испытывали финансовые проблемы. Пополнение сервиса Game Pass происходит за счет провальных либо малобюджетных игр. В будущее ZeniMAX никто не будет вкладываться. Основным игровым контентом будут онлайн-проекты с длительной поддержкой или развитием. Масштабные одиночные игры с большими бюджетами никак не стыкуются с самой концепцией Game Pass. Будущее The Elder Scrolls 6 и Fallout 5 выглядит туманно. Большие одиночные проекты с огромным миром не интересны Microsoft. Их стезя — быть Морем Воров: куча маленьких дополнений раз в 2-3 месяца и привязка к онлайну, ивентам, игровым событиям. Что ставит крест на их истинном представлении в лице настоящих геймеров.

Добавить комментарий