Не ешьте жёлтый снег. Обзор серии Metro

Не ешьте жёлтый снег. Обзор серии Metro

Серия «Метро» всегда вызывала у меня противоречивые чувства. С одной стороны мы имеем не слишком заезженный сеттинг постъядерной России, атмосферу, мистику, демонстрацию быта простых выживших, неплохой геймплей в первых двух частях, интересные персонажи, а для кого-то стрельбу и стелс. С другой стороны мы имеем нелогичность и дыры в этом самом сеттинге, атмосфера рушится сразу, как только появляется «пылитота», мистика сливается в третьей игре, история наполнена клюквой и дырами, многие персонажи не раскрыты, геймплей в третьей игре не ровный, а на открытых локациях унылый, стрельба деревянная, а стелс однообразный. 

За появление этих игр стоит спасибо трём людям. ЭДмитрию Глуховскому: создателю вселенной, писателю и сценаристу игр

Я не писатель и не сценарист, но автору ли книг «Метро» говорить, что «Ведьмак» Сапковского — это трэш?

Андрею Прохорову: креативному директору и, в силу обстоятельств, актёру озвучки 4A Games 🙂

Голосом этого человека говорит половина NPC в S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля, Metro 2033, также он озвучивал фюрера в геймплейном ролике Metro Last Light 2011-го года и его предрелизной версии. Но его лучшая работа была, есть и будет — озвучка сумасшедшего сталкера группировки «Свобода» на армейских складах. Ванделею отдельный привет 🙂

Ну и Дину Шарпу, который в 2010 году работал в THQ, а сегодня является генеральным директором 4A Games

Твоё лицо когда заставил GSC вырезать всё из S.T.A.L.K.E.R., а все шутки и мемы полетят в сторону Григоровича

Маленькая игра с большой перспективой.

Я узнал о франшизе в 2010 году, когда вышла игра Metro 2033 от 4A Games. Она состояла из выходцев из GSC Game World, которые ушли из студии за год до релиза Теней Чернобыля. Издавала игру компания THQ. Не THQ Nordic, а просто THQ.

Первая часть Metro — это линейный сюжетно-ориентированный шутер от первого лица. Местом действия игры является постъядерная Москва 2033-го года, в частности, Московский метрополитен. Во вступительном ролике мы видим седовласого человека, пишущего мемуары на станции ВДНХ. Этот человек рассказывает вкратце о мире игры. Запомним этот момент. Она нам пригодиться в будущем. Главным героем игры является житель станции ВДНХ по имени Артём. Данная станция подвержена атакам со стороны Ботанического сада от мутантов «Чёрных» и нет, расизм и чернокожие здесь ни при чём. Данные мутанты отличаются тем, что жертвы их нападения сходят с ума и в итоге умирают. На ВДНХ приходит сталкер по прозвищу Хантер, друг Александра Сухого, отчима главного героя. Если что, Сухой — это фамилия. В ходе разговора, на станцию совершают нападение мутанты, однако ими оказываются не чёрные, а упыри. Отбившись, Александр и Хантер начинают спор, но спор прерывает солдат ВДНХ, который сообщает об атаке чёрных. Наблюдая последствия атаки, Хантер принимает решение отправиться в разведку. В случае, если он не вернётся, Артём должен будет отправиться в Полис, найти человека по прозвищу «Мельник» и обо всём рассказать и отдаёт свой жетон, чтобы Артёму поверили. Хантер не вернулся и с этого момента начинается путешествие главного героя. 

Графика тут… В общем она передаёт привет из 2010 года. Однако за счёт визуала и атмосферы всё выглядит очень даже неплохо. Но потом вышла Redux версия, которая улучшила графику, но убила атмосферу.

Если говорить про сюжет, то в этой игре он самый удачный. Здесь нет столько «пылитоты» и голливудщины как в Metro Last Light, нет столько противоречий, сюжетных и лорных дыр, как в Metro Exodus и даже есть некая серая мораль. Именно серая, а не клюквенная, как в Metro Last Light, и не банальная, как в Metro Exodus. Благо в игру не стали добавлять бред из книг, вроде каннибалов червепоклонников, но 4A Games не была бы собой, если бы не добавила их в переработанном и более политизированном виде в другой части. Запоминающихся персонажей здесь мало. Вспоминаются только Ульман (весельчак и шутник в Ордене), Хантер (суровый боец), Мельник (глава Ордена), Хан (весьма загадочный и интересный персонаж) и Бурбон (бандит и первый напарник Артёма), однако раскрытия этих персонажей не ждите.

Что можно сказать про геймплей? Есть вариативность прохождения. Некоторые уровни можно проходить скрытно или идти в открытое противостояние. Однако стрельба здесь реализована неоднозначно. С одной стороны оружие уникально и имеет свои особенности, например, автомат «Ублюдок» имеет высокую скорострельность, но из него лучше стрелять короткими очередями из-за высокого разброса при стрельбе длинными очередями. А обычный АК имеет скорострельность хуже чем «Ублюдок», но и кучность при стрельбе длинными очередями у него в разы выше. С другой стороны, чтобы убить противника нужно потратить чуть ли не половину магазина автомата. Даже выстрел в голову не убивает врага с первого раза. Оружие здесь чётко разделено. Пистолет, автомат, дробовик/бесшумное оружие. Стелс здесь реализован лучше. Здесь есть 3 типа снаряжения для игрока. Обычный, который игрок имеет с самого начала, снаряжения для скрытного прохождения и снаряжения для открытых противостояний. Последнее, позволяет выдерживать больше урона, второй понижает видимость. «Видимость» игрока определяется лампочками на часах. Если лампочка не горит — то игрок находится в кромешной тьме, если горит зелёный — игрок находится в темноте, если горит жёлтый — на игрока падает свет, но не настолько, чтобы противник смог заметить его издалека, а если горит красный — игрока освещён и его легко заметить. Однако от всего этого отказались в Redux — переиздании и в сиквела. Теперь есть только одна лампочка, которая определяет, видно игрока или нет. К тому же на часах изменился циферблат. Если в Metro 2033 и Redux версиях, в режиме «Выживание» они механические, то в Metro Last Light, Redux версиях, в режиме «Спартанец» и Metro Exodus они электронные.

Часы в серии игр метро, выполняют функцию таймера. Они показывают, на сколько времени хватит фильтра для противогаза. Кстати о нём. Из-за высокого уровня радиации на поверхности и ядовитого воздуха в тоннелях, жители постядерной России вынуждены использовать противогазы. Фильтров хватает на 5 минут, т.к. они производятся кустарно. Ну и ещё стекло противогаза может разбиться. Полоски здоровья в этой игре нет, но восстанавливается оно медленно и чтобы мгновенно его восстановить, нужно использовать аптечки. Также в этой игре есть зажигалка и планшет, в котором написано текущая задача для игрока и компас, который указывает в сторону текущей цели. Зажигалка в этой части практически бесполезна. Освещение? А зачем? Ведь есть обычный фонарь. А вот в нём есть практическая польза. Помимо освещения, с его помощью сжигать пауков в Metro 2033 Redux, Metro Last Light и Metro Exodus, а также с его помощью можно обнаружить призраков.

И раз уж речь зашла о призраках. Не самое последнее место в Metro 2033 занимает мистика. Главному герою предстоит столкнуться с призраками, голосами, доносящимися из труб, и аномалиями. К тому же в игре имеются элементы хоррора. Яркий пример: Библиотека имени Ленина.

Также в этой игре есть скрытая система кармы. Хорошие или плохие действия игрока влияют на концовку, точнее на разблокировку альтернативной концовки, т.к. концовку стандартную у вас никто не отбирает и вы сможете выбрать свой финал. Ну и в довесок, к этой игре прилагалось DLC. В него входило 2 оружия. «Рельса», с которой бегает Мельник и автоматический дробовик «Абзац» и оба этих ствола… Ломают баланс к чёрту, т.к. по факту — эти уберваффе уничтожает всё на своём пути. 

Что могу сказать в целом? Metro 2033 мне нравится больше, чем остальные части. Я говорю именно об оригинальной версии. Redux версия хоть и улучшает графику (которая мрачную картинку превращает в яркую), но упрощает многие вещи, включая стелс, а также вводит элементы, которые рушат атмосферу, например, тир на станции Проспект Мира. Хотя в оригинале тоже встречаются такие моменты, например, названия станций, написанных на английском. Но я всё таки советую вам ознакомиться с данной игрой или её Redux версией. 

Луч надежды, обернувшийся напором клюквы

В 2013 году вышла Metro Last Light. России игра издавалась под названием «Метро 2033: Луч Надежды». Весьма странное названия для игры, действие которой происходит в 2034 году… Но не суть. Разработчики всё те же, сценарист тот же, а вот издатель изменился. Издателем этой игры стала компания Deep Silver, которая купила права на франшизу, после банкротства издательства THQ.

Мда… символизма на постерах и концепт-артах, прямо таки Тарковский style

С чего начать… С геймплея. В этой игре с геймплеем не всё так здорово. С одной стороны стало веселей стрелять, игра стала динамичной и зрелищной, стелс стал проще и теперь можно не только убивать врага скрытно, но и оглушать, оружия стало больше и теперь можно брать по 3 пушки разного вида, появилось лёгкая кастомизация. Появились новые виды противников. Зажигалка приобрела смысл и с её помощью можно сжигать паутину. Даже боссы появились. Но, с другой стороны, геймплей Last Light стал походить на Call of Duty с возможностью играть скрытно. Одна только погоня за поездом, чего стоит. Да в Metro 2033 тоже были динамичные моменты, например, уровень с Павлом на дрезине, но этот момент ни в какую не сравниться с погоней за поездом в Metro Last Light, который показывали ещё в геймплейном ролике 2011 года. Плюс ко всему в игре есть одна проблема. Это экономика. На уровне «Бандиты», есть торговец. И этому торговцу можно продавать пушки и патроны убитых бандитов на уровне. А бандитов на уровне много и оружие у них с апгрейдами. К концу этого уровня у меня было 2500 патронов. Но это, на самом деле смешно и придираться к этому не стоит. В целом, играется бодро и надоесть не успевает.

Сюжет… Сюжет это, от чего плевался очень долго.

Спойлеры к Metro 2033В 2034 году орден «Спарта» владеет бункером Д6, который был найден в 2033 году группой Мельника вместе с Артёмом, главным героем первой части. Артём в Metro Last Light является бойцом Ордена и к нему приходит Хан и заявляет о том, что он нашёл выжившего малыша Чёрных, которых Артём уничтожил в каноничной концовке Metro 2033. Хан хочет защитить Чёрного, но полковник Мельник требует его уничтожить. Вместе с Артёмом на это задание отправляется снайпер ордена по имени Анна. Однако у героев ничего не получается. Маленький Чёрный вызывает у Артёма галлюционации и он попадает в плен к фашистам. Весь сюжет крутиться вокруг Бункера Д6 и войны за него, вокруг Маленького Чёрного, которого должен найти Артём, и вокруг самого Артёма, который пытается спасти всё Метро и вспомнить своё детство в Ботаническом саду. Злые коммунисты и фашисты и нейтральные ганзейцы прилагаются…

Сюжет игры не основан на книге «Метро 2034», сценарий был написан с нуля, а писал его непосредственно сам автор «Метро 2033» и «Метро 2034» — Дмитрий Глуховский… И лучше бы он этого не делал. Вы можете спросить, и что? Что плохого в сюжете Metro Last Light? Плохо в нём то, что это, какая-то агитка. Ощущение, что я Красный Рассвет посмотрел. Вся эта политическая муть, зачем она? Если первая часть политики касалась в двух-трёх уровнях, то Metro Last Light просто ей пропитана. Даже на простые станции, где политика, казалось бы, не причём, ты приходишь, чтобы преследовать персонажа, который с этой политикой связан. И от этого атмосфера рушится. Ощущение, что я не в постъядерной России, где всюду мутанты, аномалии, призраки, радиация и в этих условиях люди выживать пытаются. А как-будто я на Дамбе Гувера стою через 200 лет после войны, когда уже новая цивилизация родилась и сейчас махач с Легионом Цезаря начнётся.

Объясните мне: зачем это всё? Дмитрий, объясните мне, зачем вы всё это написали? Ну подробно о клюкве в серии книг и игр Metro я вам говорить не буду. За меня это уже сделал Даниил с канала Taganay, если кому интересно. У меня только одно предположение: просто 4A Games очень сильно хотели продавать игру на Западе. Они даже бойцов Ордена «Спарта» стали называть «Рейнджерами». Даже Мельник, Мельник, блин, который офицер ГРУ, называет своих бойцов рейнджерами. Странно, что нет американца с диким акцентом… А стоп… точно…

Ну и разумеется, шутейки в стиле «Гы гы гы. мы разрабы Сталкера и с 2004-го любим на текстурах слово „х*й“ писать. А давайте, что то новое напишем? гы гы гы» 

Что я могу сказать про персонажей? Персонажи здесь запоминаются куда сильнее, но не из-за своей крутой истории, а из-за клешированности. Встречаются и персонажи из первой части, одного из которых даже не сразу узнаешь. 

Но и это ещё не всё. К игре выходили DLC. Причём DLC в лучших традициях западных компаний. Нам даются не только пушки, но и уровни. Уровень-музей с полигоном, аля Call of Duty Modern Warfare 2, уровень с огнемётом, где мы минут 20 ходим и всё выжигаем, уровень «Башня», где вроде как должны были раскрыть одну сюжетную линию, но этот сюжетный ход вырезали (клятый Дин Шарп 🙂 ), фракционные уровни за Красную Линию. Рейх и за Кшатрия Полиса, о последнем чуть позже и поподробнее. Ну и уровни за персонажей из компании. Дело в том, что в ходе игры, оставались некоторые вопросы по самим персонажам в духе «А что было вот с ним? А что было, пока я выбирался оттуда» и т.д. Замечу, что в данных уровнях персонажи, за которых мы играем, говорят в процессе. 

Но это всё не важно. Из всех ДЛЦ уровней, самой важной и любимой среди игроков, оказался уровень Кшатрии. Почему? А всё дело в том, что в этом уровне нам давали некое подобие базы, где мы покупали снаряжение, боеприпасы, оружие и его апгрейды, фильтры, аптечки и сдавали собранный на уровне хлам. Сам уровень был просторным и нелинейным. Давалась открытая локация Великой Библиотеки имени Ленина и его подземелий из Metro 2033 и её окрестности и всё это без подгрузок. Ничего не напоминает? 🙂 

Что я могу сказать в целом о Metro Last Light. Это моя самая НЕ любимая часть. Здесь атмосфера убита в угоду вау-эффектов и «пылитоты», но если не обращать на всё это внимание, то данная игра может принести вам удовольствие. 

Глуховский забыл

Metro Exodus вышла в феврале 2019 года. Эксклюзивно в Epic Game Store. Из-за чего у многих игроков было негодование, и это понятно. Но я эту тему мусолить не буду. Тем более сейчас вы можете купить эту игру в Steam. Я лучше скажу вот что: Дмитрий Глуховский, который по собственным словам и по словам Андрея Прохорова являлся сценаристом игры, он хоть в прошлые части играл и диалоги персонажей читал? Или он как создатель ДжоДжо — просто забыл? Ну обо всём по порядку. 

Геймплей. Metro Exodus очень сильно отличается от своих предшественников. Если в первой и во второй части были короткие и линейный уровни, то в Metro Exodus мы имеем 2 полноценно открытых и больших уровня, один полуоткрытый, но в целом линейный уровень,  2 долгих линейных и, на мой взгляд, лучших уровня и один уровень, от которого я смеялся. Но смех вызывали не шутки, а абсурд. Локации отличаются. Если на «Волге» всё затоплено и нужно перемещаться на лодке, то на «Каспии» всё наоборот. Всюду пустыня и перемещаться можно и нужно на машине. Да да. Впервые в серии «Metro» нам дадут управлять автомобилем. Стрелять здесь приятнее, чем в прошлых частях. Однако классной стрелковой составляющей не ждите. Стрельба здесь просто нормальная. Кастомизация оружия здесь более глубокая. Можно поменять ствол, цевьё, магазины, прицелы и т.д. Оружия здесь меньше, чем в прошлых частях. Например, нет Калаша 2012, однако появилось оружие новое, например, автомат «Бульдог». Плюс ко всему этому, оружие теперь ещё и загрязняется и от этого страдают его характеристики и оно постоянно клинит. 

Стелс здесь, на уровне Last Light, но появилась возможность отвлекать врагов с помощью пустой банки. (Привет Far Cry). Концовок также 2 и если хотите добиться хорошей, то вам придётся забыть про стрельбу по всему, что движется. В чём проблема геймплея Metro Exodus? Многим не понравилось то, что на открытых локациях слишком пусто. И тут я соглашусь. Больше половины знаков вопроса на карте отмечают не какое-нибудь интересное место, а лишь логово, каких-нибудь кикимор или поста бандитов. Все доп. квесты заключаются в форме: «Эй! Вон там, короче что-то есть. Иди проверь» или «Эй. Слушай. Мне кое-что надо вон там. Сходи и принеси». Никакой интересной истории. Вся история локаций раскрывается в записках… Бич нашего времени. Нет, в Metro Last Light и Metro 2033 Redux тоже это было, но там главный герой записывал СВОИ переживания и мысли, а не записки какого-то мёртвого NPC.  Шататься по локациям быстро надоедает. Если на Каспии ещё можно побаловаться на «Буханке», то на «Волге» ты только и думаешь, как бы мне переплыть берег и не привлечь мутантов. Короче говоря: Если Metro Last Light напоминал Call of Duty со стелсом, то Metro Exodus — это смесь S.T.A.L.K.E.R. и Far Cry. 

Кстати о S.T.A.L.K.E.R. 4A Games всё ещё остаётся собой. Мало того, что они до сих пор пихают везде слово из 3 букв, так ещё и звуки с текстурами из самого первого Сталкера используют. Я не шучу. Вы на ВДНХ на пол посмотрите. Это текстуры из ТЧ.

Про сюжет. Здесь с ним тоже всё не так хорошо. И тут проблема вот в чём.  Сюжет игры частично слизан с книги «Метро 2035» и главный твист, из-за которого и происходят события игры, выглядят не то что нелепо, но противоречат прошлым частям игр и книг. Да и сама Metro Exodus и её концовка противоречит книге «Метро 2035». В чём именно противоречие? Например, помните во вступлении Metro 2033 седовласого человека, который пишет мемуары? Так вот — это Артём. Он же, блин, свалил из Москвы! (Глуховский забыл №1) Помните, главным твистом Metro Exodus является то, что вся Москва изолирована от остального мира и все москвичи кроме Артёма считают, что весь мир мёртв. Но. В Metro 2033 и тем более в Metro Last Light есть люди, которые утверждают, что говорили с жителями за пределами Москвы. В Metro Last Light на уровне «Катакомбы» в самом начале есть боец «Спарты», который говорит с торговцем о том, что он связался с петербуржцами и рассказывает, что к ним на самолёте кто-то прилетал из Москвы. (отсылка на «Путевые знаки») А также он говорит про Полярные Зори и о том, что и с ними он сумел связаться. И это всё он говорит при Артёме и других спартанцах, а рядом ещё и Анна стояла, которая в Metro Exodus Артёму не верила. Вы можете сказать, что это просто отсылка и всё такое. И я бы так подумал, но в Metro Exodus на уровне Лето один из персонажей говорит про те же самые Полярные Зори! Точь в точь, что говорил спартанец в Metro Last Light. Просто отсылка — это труп с монтировкой и очках, а это уже конкретная ошибка. (Глуховский забыл №2)

Спойлеры к Metro Last Light, Метро 2035 и Metro ExodusНу и самое главное — это Мельник. В книге Метро 2035 Мельник остался в Москве и, соответственно, он выжил. Вместе с ним в Москве остался Степан, Сэм и Дамир (Дамир в книге вообще отрицательный персонаж). А мутанты на поверхности Москвы вообще испарились. Вы можете сказать, а при чём тут книга? Игра же не по книге. И я бы с вами согласился на все 100%. Если бы Глуховский сам не накосячил! Его книга Метро 2035 отталкивается не от Метро 2034, а от игры Metro Last Light. И там упоминается и оборона Д6 от Корбута и смерть Ульмана и много чего ещё. Вот теперь думай, что по книге, а что нет. (Глуховский забыл №3). Ну и ко всему этому ещё добавляется уровень Ямантау… Помните, я хвалил 4A Games, что они не добавили в Metro 2033 каннибалов-червепоклонников? Весь уровень Ямантау — это не только современная полит. агитка, о том, что правительство конкретной страны — это по сути людоеды, так ещё они когда этот твист делали, они вдохновлялись этими самыми червепоклонниками. Об этом они сами говорят в комментариях разработчиков в Новой игре+

Ну и мораль в духе «От нас скрывают! Всюду ложь! Все гады!»

Что я могу сказать про персонажей? Артём… А что про него? Он немой. Если в книгах он балаболил и матерился, то в Metro Exodus он молчит, как рыба. Доходит до абсурда: Артёму задают вопрос, а он молчит, как партизан. Персонажи здесь куда лучше запоминаются, например, американец Сэм, которому самое место было бы в Metro Last Light, но его там не было, потому что впервые он появился в Метро 2035. Запоминаются здешние персонажи лучше, чем в прошлых частях, потому что с ними ты путешествуешь всю игру, но раскрываются они слабо. И это обидно, ведь разработчики заявляли о том, что специально сократили количество пассажиров Авроры, чтобы придать им глубины. Об этом можно узнать из комментариев разработчиков в Новой игре+. Вообще, разработчики много чего в них наговорили. Они говорили о том, что планировали возможность выбора: кого брать на Аврору, а кого нет. Они говорили о некой симуляции жизни на Волге, где бандиты по уровням ходили и сталкивались с монстрами, чего в игре нет (кстати зверолюди — это вылитые гули из Fallout). Они вырезали одного из самый удачных персонажей Metro Last Light. Они вообще много чего наговорили в этих комментариях. У 4A Games были «сталкерские» амбиции, но… Очень многое пошло под нож.

К Metro Exodus выходило 2 ДЛЦ. «Два Полковника», который должен был прояснить некоторые моменты, и «История Сэма», которая повествует нам о том, что произошло с этим персонажем после основных событий игры. «Два полковника» мне очень сильно напомнило ДЛЦ уровень из Metro Last Light, где мы 20 минут ходили с огнемётом и всё выжигали. Здесь мы делаем тоже самое, только это первые 20 минут. А дальше простой линейный геймплей с банальным сюжетом «ааа! власти всё скрывают и делают это из своих личных интересов». Открыли Америку. Второе ДЛЦ в разы лучше. Там есть интересные персонажи, уровень большой, но не открытый, а в целом линейный. Появилось даже подобие сайд-квеста с интересной развязкой про двух братьев. И конфликт с серой моралью. Именно, что серой, а не коричневой, к которой привык Дмитрий Глуховский. 

Про атмосферу. Вот здесь у меня случился диссонанс. Во-первых, исчезла тема мистики. Теперь всё мистическое в игре представлено лишь глюками главного героя. Во-вторых, серия «Metro» меня цепляла тем, что выживать приходилось в руинах мегаполиса, а в Metro Exodus по большей части мы путешествиям по пустыни, и глубинке. Причём глубинка эта очень сильно напоминает ЧЗО с их плакатами 1980-ых годов

Итог

Метро проделало большой путь. Как бы я не критиковал игры 4A Games, но их любят. Ни одна часть серии не оставила меня равнодушным. Эти игры заставляли меня пугаться, бомбить, недоумевать, местами скучать, местами радоваться и получать удовольствие. И пусть для меня лично, лучшей игрой в сеттинге постапока на территории нашей страны является Atom RPG, «Метро» для меня остаётся той франшизой, которая всегда вызывает разные эмоции. Если же вы хотите углубиться в данную вселенную, то рекомендую вам книги Сергея Москвина и в особенности Сурена Цормудяна. А у меня на этом всё. Всем пока 

Добавить комментарий