Лучшее из худшего: StarCitizen — что это такое?

Лучшее из худшего: StarCitizen — что это такое?

Речь пойдет про нашумевшую игру StarCitizen. Я считаю игру это специфичным продуктом, который тяжело оценивать так же, как другие игры про космос или ММО-проекты. Попытаюсь пояснить, кому она подойдет и стоит ли покупки.

Существует несколько противоречивых и устоявшихся мнений в Сети о Звездном гражданине. Кто-то считает, что это игра будущего, что Крис Робертс и его команда сделают шедевр, надо только подождать. Кто-то уверен, что ничего у них не выйдет, раз они не могут сделать стабильный билд даже небольшой доли от задуманного грандиозного проекта. Кто-то вообще считает, что никто и не планирует игру заканчивать, а то, что сейчас существует, это инструмент по выкачиванию денег из мечтателей о покорении виртуальных галактик. Попытаемся выяснить, кто из критиков прав, а кто — нет, и в какой мере.

Один из квестов поручит вам найти черный ящик, груз или пилота разбившегося корабля

Насколько мои рассуждения предвзяты? Скажу, что в игре я провел … без понятия сколько часов, так как счетчика там нет, но явно больше пятидесяти. Аккаунт у меня уже полтора года, а следить за проектом я начал еще раньше. Тема космоса мне симпатична, «Светлячок» — мой любимый сериал, в списке любимых фильмов много по теме космоса: «Пандорум», «Чужой 1», «Миссия Серенити» и даже некоторые из фильмов по вселенной Звездных Войн. 

Жанр

Первое, с чем необходимо определиться в отношении этой игры — это жанр. С этим возникают трудности, поскольку StarCitizen — это что-то новое, лишь отдаленно похожее на игры других жанров. Это не космическая аркада, как EVERSPACE, не ММОРПГ, как EVE Online, не космосимулятор, как Elite Dangerous. Это иммерсивный симулятор жизни в космосе. Самые ближайшие игры такого жанра — это RDR Online, иммерсивный симулятор жизни на Диком Западе, и GTA Online, симулятор жизни в современном городе. Как ни странно, но StarCitizen больше подходит для сравнения с этими играми, чем с космосимуляторами. Сравнивать StarCitizen и Elite Dangerous — все равно что сравнивать GTA Online и автосимуляторы Grid или The Crew. Вроде и там и там можно ездить на машинках по городу (летать на кораблях по космосу), выполнять разные задания. Однако жанры у них все равно разные. Вот и тут игра — это попытка сделать симулятор реальной жизни с доработанными ближе к реализму механиками. То есть, это как в ГТА онлайн сделать физику вождения машин аналогично ралли от Colin McRae, а стрельбу прикрутить из колды. Звучит, согласитесь, неплохо. Но пока мы имеем лишь желание сделать такой симулятор космоса и попытку его реализации.

Задумка далеко не банальная. Представьте себе огромный космос, где вы покупаете свой корабль, раскрашиваете его как хочется, снаряжаете, берете команду друзей и все вместе отправляетесь на встречу приключениям…  Каково, а? Учитывая популярность и доход от GTA Online, Крис Робертс явно ставит на ту лошадь. Сможет ли он это реализовать? Это вопрос уже отдельный, но хотя бы с жанром мы определились.

Разнообразные сражения в игре могут быть организованы самими игроками

Разработка

На вид задумка неплохая, но, как всегда, гладко было на бумаге… Почему симулятор реальной жизни GTA V все признают и уважают, а у такого же симулятора в космосе довольно противоречивые отзывы?

Мое мнение: так происходит, потому что подходят к проекту не совсем с той позиции, с которой можно оценить этот продукт объективно. И я могу понять, почему так происходит. Есть три фактора, способствующих этому:

  1. Кампания по сбору средств началась целых восемь лет назад
  2. Собрана довольно большая, особенно по меркам СНГ, сумма в 280 с лишним миллионов долларов
  3. По факту — имеется лишь забагованный, скудный по контенту альфа билд.

То есть, со стороны ситуация выглядит так:

Средств собрано немало, времени потрачено много, а результат отвечает желать лучшего. Естественно, что любой не заинтересованный в ситуации геймер сделает вывод, что это либо развод людей на деньги и вечная бета, либо разработчики просто ничего не умеют и сами не знают, на что подписались.

Про развод на деньги сразу скажу: доказать это, не имея инсайдерских данных, невозможно. Верить, что игру, обещанную так громко, не собираются выпускать вообще — это как верить, что все, кто говорит и делает неочевидные вещи — сумасшедшие. Однако, надо признать, что настолько удачная краунфандинговая компания не может не плодить подобные слухи. Предлагаю копнуть чуть глубже, чтобы понять, есть ли для них реальные основания.

Планета, полностью покрытая городом — ArcCorp

  • Компания-разработчик Cloudimperiumgames делает одновременно со StarCitizen игру Squadron42 – сингловую игру в той же вселенной и на том же движке, но в другой системе и в других локациях. Это как делать одновременно Skyrim и TESO. То есть, время разработки при оценке игр и деньги, собранные на создание, нужно делить на два. А, возможно, вторая игра, забрала даже больше половины средств. Это серьезный фактор, который необходимо учитывать при оценке продукта.
  • Старт сбора средств на игру был начат почти 8 лет назад в октябре 2012 года, а реальная разработка началась гораздо позже. Самое раннее — это 2014 год, так что игра пилится максимум 6 лет, что не так-то много. Более того, изначально проект задумывался совсем другим. Это была более сингловая игра с коопом, гибрид двух игр, которые разрабатываются сейчас, и на другом движке. Потом было несколько опросов бейкеров — финансово поддержавших проект людей — по результатам которых разработчики решили изменить обещанные ранее сроки и делать две игры, более амбициозные, чем то, что было анонсировано в 2012.
  • Игра не от Triple-A студии, а от группы независимых разработчиков, набравших денег на Кикстартере и дальше живущих за счет краундфандинга. А делают они далеко не индиподелку: первая игра — это, по сути, GTA Online, с продвинутой физикой и графоном. Другая — такая же технически, но сингл компания по типу Mass Effect. Денег, как у гигантов вроде Ubisoft или ЕА, чтобы сделать все правильно и по уму, у них нет. Кроме того, в отличие от AAA студий, игры у CIG не поставлены на поток. Это их первая попытка сделать продукт для игровой индустрии, и понятно, что сделать без опыта все безупречно, быстро и дешево практически невозможно.
  • Чтобы оценивать игру, нужно понимать, что ее еще нет. То, что сейчас доступно для игры — это альфа билд, созданный для тех, кто финансово поддержал игру, чтоб наградить людей за поддержку и привлечь новых. Одновременно это тест-сервер для тех механик, которые разрабатываются для сингл-игры Squadron 42. Игра находится в разработке, и после работы над отдельными элементами разработчики не всегда приводят билд в играбельное состояние. Да, собственно, и не должны. Главное — чтоб разработка шла, а полировка игры после каждого изменения делает разработку еще дольше и дороже. И разработчики нашли компромисс: они доводят патчи до играбельного состояния, но не фиксят баги в тех элементах, которые в будущем будут полностью переделываться. Тут легко понять игроков — играть в забагованный билд неприятно. Но надо понять и разработчиков. Конечно, можно прийти на стройку, обустроить себе угол, пытаться там жить, и жаловаться всем, мол, то побелка сыпется, то шум от перфоратора, то свет отключат, то стену снесут. Так и с игрой. Вы пришли на стройку… причем альфа стройку, не бету. Строители заняты в основном соседней стройкой Squadron 42, а тут лишь тестируют и заливают общий для обеих игр контент в виде кораблей. Можно сколько угодно права качать, что жить неудобно. Но предъявлять претензии строителям и сравнивать с готовыми домами надо уже после того, как дом будет достроен хотя бы до бета-версии.

Замерзшая планета — microTech

Может показаться, что я обеляю разработчиков, не припомнив им ни одного косяка. А косяки есть. И если постоянные переделки одних и тех же механик вместо добавления новых еще можно объяснить желанием разработчиков сделать как можно лучше, то обещания сделать что-то, а затем перенос сроков или отмена многим уже поднадоели. Конечно, когда издатель не подгоняет, нет контрактов, а бейкеры разрешили не привязываться к конкретным срокам выпуска и продолжают заносить деньги, можно вылизывать и улучшать, особо никуда не спеша. Но тенденция начинает напрягать. И, если 6 лет это еще нормально для игры такого класса, то такими темпами будет и 10 лет, и 12. Да и сам игровой процесс из-за редкого добавления контента выглядит как запуск игры раз в два-три месяца, чтобы посмотреть содержание обновления. Это мешает хорошо воспринимать будущую игру. Кстати, пора переходить к ней и заканчивать с общим обзором деятельности Cloudimperiumgames.

Соберу плюсы и минусы игры.

Плюсы

  • Передовая графика. Движок игры — это доработанный CryEngine 3, принадлежащий Амазону. Правда, не на всех ПК игра пойдет на максимальных настройках, так как игра довольно требовательна к железу. Но даже на средних настройках от видов космических панорам захватывает дух, и постоянно хочется сделать скриншот.
  • Детальность проработки. Детализированные костюмы, оружие, корабли, текстуры, объекты и окружение. Все проработано тщательней, чем в большинстве современных игр. Да, скорей всего, такая проработка и сказалась на сроках разработки, но надо отдать разработчикам должное. Любителям деталей будет что рассмотреть в игре.
  • Инновации и передовые технологии. Генерация покрытий планет; система глобального освещения от солнца (а не от сценических источников света), которая обеспечивает восходы и закаты в реальном времени; различные системы захвата движений головы и лица; серверные технологии и еще немало всего, в чем рядовой геймер не особо разбирается. Даже если сам проект не обретет популярность, новые технологии, созданные в процессе, скорей всего будут использоваться и дальше развиваться в других играх.
  • Проработка управления с помощью джойстиков, штурвалов, педалей и других систем для различных авиа- и космосимуляторов.
  • Мультиплеерный режим абсолютно свободного онлайна. Вы можете собрать сколько угодно, хоть полный сервер друзей, и делать все, на что хватит фантазии. Хоть ролеплей, хоть королевскую битву, хоть гонки на любых видах транспорта, хоть космические бои, хоть наземные, разбившись на любые команды и с любыми, вами придуманными правилами. Но это все самодеятельность. По внутриигровым квестам можно разве что попасть на гонки и космические бои, остальное — PvE, игра против ботов.

Пример организованной самими игроками гонки

Минусы

  • Баги. Игра сыра и недоделана. Альфа-версия, в которой многое не правится и оставлено для полной переделки в будущем. Что-то, возможно, разработчики даже не знают, как поправить. Что-то не работает или плохо работает на отдельных системных конфигурациях. Самые неприятные баги — вылет с сервера с последующим восстановлением в той же точке, вылет без восстановления в той же точке, краш игры, ошибки при вызове или восстановлении корабля, не зачитывающиеся и багающиеся квесты, иногда невозможность починить и заправить корабль, прохождение или падение сквозь текстуры, застывшие в неподходящих позах или друг в друге НПС, неправильно работающая или не работающая вообще механика наведения квантового прыжка, не стреляющее оружие, самооткрывающиеся или наоборот не открывающиеся двери и кабины кораблей, баг автопилота в беcполетной зоне, баги визуального отображения текстур, рандомные фризы и просадки FPS… В общем, если все-таки решитесь поиграть, готовьтесь к худшему.
  • Требовательность к системе. Игра не оптимизирована и рассчитана на современные сборки. Старые системы могут встретиться с проблемами в производительности. Сама игра дает 60 FPS только в космосе без взрывов и боев. В городе — около 30. На слабой системе картина будет еще хуже.  Нет, конечно, если у вас шестиядерный процессор, 32 гб оперативы, SSD и не самая убогая видеокарта, то все будет в порядке. Но если у вас четырехядерник, хоть вы его когда-то и брали как топовый, 16 гб, которых за глаза хватает в современных играх, и HDD, то при той же самой карте у вас, скорей всего, будут проблемы. Поэтому, чтобы играть и не мучить себя низкими FPS и урезанием графики, придется потратиться на апгрейд. В любом случае, никому не рекомендую даже думать о покупке игры, пока не будете уверены, что она у вас нормально пойдет, или пока не проверите ее производительность на очередных бесплатных полетах.
  • Небольшое количество контента в игре и пустой мир. Сам мир огромен: планеты, луны, бескрайние поля астероидов. Но игра дает мало занятий и мотиваций исследовать мир. Без большого количества точек интереса,  NPC или случайно сгенерированных событий планеты выглядят однообразными полями деревьев, камней, кустов, снега, песка и снова камней. На месяц исследований и прохождения квестов в одиночку контента хватит, а дальше, если нет друзей и фантазии, в игре просто нечего будет делать.
  • Нет русского языка, хотя важного сюжетного текста в игре практически нет,  а меню коммуникатора и управления корабля легко запоминается и без знания английского.
  • Вайпы. Да, это нормально для альфы. И да, сейчас разработчики со всех сил стараются не вайпать прогресс, пока в игре нет критических багов, дюпов или абузных дыр. Но вайп наверняка будет перед бетой, релизом или крупной обновой. Поэтому то, что вы сейчас копите в игре: броню, оружие, кредиты, транспорт и даже корабли, все это для того, чтоб покататься, побаловаться, поизучать. Все это вайпанут, и от осознания этого все желание копить, собирать, торговать, выполнять квесты за деньги, покупать на эти деньги новые корабли пропадает. Может, кому и интересно копить и покупать одно и тоже после каждого вайпа. Мне — нет. О вайпах редко говорят, поэтому новичок может решить, что нафармленное в альфа-версии останется навсегда.

Есть, конечно, и другие минусы, но Starcitizen еще не готов. Игра еще сырая, но меняется с каждым патчем. А мы перейдем к итогам.

Планета с нормальным климатом и интерфейс игры

Итог

Оценку я ставить игре не могу, она не закончена. И конечно, я никому не могу рекомендовать ее для покупки, так как это сырая альфа. Как не рекомендую и другие альфа-проекты, предзаказы и прочие вливания на основе краундфандинга в обещанные игры, которых еще нет. Такие вещи делаются фанатами и теми, кто точно знает,  что хочет потратить на это свои деньги. Эти люди в советах и рекомендациях не нуждаются.

Я постарался рассказать про проект максимально подробно и объективно, развеяв распространенные заблуждения. Тем, кто ищет хорошие игры, в которые можно приятно и без нервов поиграть, я рекомендую дождаться выхода Squadron 42 — посмотреть, на что способна студия Криса Робертса. А уже потом думать о покупке стартового пакета StarСitizen. Покупать дорогие корабли ради геймплея я вообще не рекомендую: это для тех, кто хочет поддержать проект финансово. Никакого другого смысла в этом нет, почти все корабли можно купить внутри игры без доната, за внутриигровую валюту. Тем, кто все же решился поразмыслить над покупкой, я скажу, что игра подойдет не для всех. Скорей всего, вы найдете что-то интересное для себя даже на альфа-стадии, если:

  • Вы любите неспешно прогуляться в GTA или RDR Online, особо ничем не занимаясь
  • Оседлав своего скакуна или несколько сотен железных скакунов под капотом, часами наворачиваете круги по территориям
  • Самостоятельно придумываете себе приключения или задачи
  • Не прочь залететь в игру толпой с друзьями, чтоб подурачиться, найти проблем себе на голову, повыполнять простые скриптовые ММОшные квесты от НПС и помеситься с кем-нибудь в ПВП, устроить гонки, пострелушки или гонки с пострелушками одновременно
  • Любите космос с его неземными пейзажами, безжизненной гнетущей атмосферой холода и одиночества
  • Выросли на фильмах и книгах про космические путешествия
  • Фанат Звездных Войн
  • Ну или просто любите загонять машинку, гравибайк или кораблик в другой кораблик.

Но все равно настоятельно рекомендую протестировать игру перед покупкой на бесплатных полетах, благо они как раз будут идти до 1 июня.

Чтобы поиграть, вам необходимо зарегистрироваться на сайте https://robertsspaceindustries.com/ и подтвердить почту. Будьте внимательны, ваш логин и ваш никнейм в игре — это две разные графы.

При регистрации есть поле для реферального кода. Он удваивает стартовую сумму кредитов, можно будет меньше париться на старте о том, где добыть денег на  броню, оружие или заправить корабль. Если лень искать, здесь оставлю свой: «STAR-MC6V-59F6». Но если все-таки соберетесь потом покупать игру, лучше найдите рефералку стримера, который дополнительно поощряет своих рефералов.

После регистрации вам нужно будет найти в правом верхнем углу сайта кнопку «FLY NOW».

Затем на белой иконке с подписью «FREE FLY EVENT VISIT THE INVICTUS LAUNCH WEEK» нажать на «Download the game here». Затем, прокрутив чуть ниже — «DOWNLOAD INSTALLER».

После запуска лаунчера вам необходимо будет ввести логин и пароль, после этого запустить скачку игры, и по окончании — саму игру, которая на диске занимает около 60 гб.

Ну а после запуска вы и сами все оцените без меня.

На этом у меня все. Вопросы или впечатления об игре можете писать в комментариях, буду читать как минимум до первого июня. И удачного полета, гражданин.

Добавить комментарий