Аид в деталях. Обзор Hades год спустя

Аид в деталях. Обзор Hades год спустя

 Большое, как говорят, видится на расстоянии.  Год назад Hades вышел в релиз. Оказалась ли игра стоящей на дистанции или паровозик хайпа укатил своих пассажиров в никуда? Посмотрим-с. 

Десять лет назад несколько выходцев из Electronic Arts основали студию Supergiant Games. Сейчас на их счету четыре релиза. Bastion, Transistor и Pyre были играми разной степени добротности. Ни одна из них не была провалом, в каждой из них создатели пробовали нечто новое и необычное. И вот четвёртая — Hades. 

 

Игра в Бога

Hades это экшен-рогалик и данжен-кроулер, сюжет которого основан на мифах Древней Греции. Главным героем выступает принц загробного мира — довольно непоседливый юный бог Загрей. По некоторым причинам ему однажды взбрело в голову сбежать из владений своего отца, бога мёртвых Аида. Вооружившись мечом он отправился по закоулкам потустороннего мира в отчаянной попытке выбраться на поверхность. И умер! Попытался ещё раз. И умер вновь! Ну, вы поняли. Рогалик же.

Схема побегов всегда неизменна и проста — небольшие локации-арены, на которых происходят динамичные сражения без компромиссов. Расклад простой — победа и новая комната открыта или смерть и всё заново. Несколько комнат объединены в регион, выход из которого охраняет босс. По окончании боя в каждой комнате вы получаете ресурсы или различные улучшения, их можно увидеть в превью комнаты и выбрать подходящий вам путь.

Некоторые комнаты заставляют пожалеть о том, что вы в них зашли

Механически всё тоже просто — в распоряжении всего четыре боевых приёма — удар, особый удар, бросок (читай «заклинание») и скачок, который сочетает в себе возможность быстрого перемещения и уклонения. Механика, на самом деле, проще некуда. Но удар и особый удар обладают особым эффектом в зависимости от вида оружия. А видов оружия шесть. А у каждого оружия 4 аспекта, которые меняют его эффекты, зачастую довольно кардинально. А ещё в подземельях можно встретить улучшения для оружия, которые изменят его эффекты. А ещё в пути вам помогают родственники — Олимпийские боги, которые даруют Загрею свои благословения и каждый из четырёх основных приёмов может приобрести новые свойства, зачастую полностью меняющие стиль игры. Огромное количество таких «А ещё». В рекламном ролике разработчики обещают что различных комбинаций благословений, приёмов, улучшений оружия и прочих эффектов аж миллион. И нет поводов не верить, каждая попытка побега чувствуется и играется по-разному, в некоторых случаях кардинально. Боевая система в целом довольно выверена, ничего лишнего в основе, в надстройке же играет красками и затягивает в круговорот различных сочетаний способностей и эффектов. Она именно что приятная. Особенно с геймпадом.

А в некоторых вполне себе приятные встречи… До некоторых пор

Одна большая неблагополучная семья

Это семейная история. Оно и не удивительно — греческий пантеон это одна большая семья. Отношения персонажей крайне запутаны и имеют давнюю историю. Аид и дядюшка Загрея Зевс в давней ссоре. Двоюродные сёстры и братья Загрея подкалывают друг друга и иногда довольно жестоко. Деметра дальняя родственница всем олимпийцам и всех их тихонько ненавидит. А смертных ненавидит довольно громко. Путано? Да, довольно таки. Но не в игре, на удивление. Семейный клубок прописан довольно внятно, не скатывается в дешёвую «Санта-Барбару», каждый персонаж понятен, а с течением игры становятся понятными их мотивы, модель поведения и его причины. Ещё удивительнее то, что за этим всем интересно наблюдать. Возможно с этим связана моя юношеская прививка: после школы я торопился домой пораньше чтобы не пропустить новые серии «Удивительных странствий Геракла» и «Зены — королевы воинов». Уж там-то распри богов обычное дело! Но, если серьёзно, дело в том что это просто очень понятный и близкий каждому сюжет. Семейные передряги разворачиваются на наших глазах постоянно. Хорошо если чужие, не так хорошо если наши собственные.

Взгляд отца Загрея полон любви и гордости за сына

Повествование однозначно сильная часть игры. Вот взять Загрея. Недолюбленый подросток, который не видел нормальных отношений родителей как примера для себя. Поэтому и все его собственные отношения развалились с треском. Он постоянно пытается склеить разбитое, наладить и, более того, проецирует свои неудачные отношения на окружающих и всячески пытается наладить и чужие межличностные связи. Зачастую даже и не осознавая что его об этом никто не просил и вообще не стоит лезть в чужие романы, семьи и отношения в целом, пусть даже и пытаясь их наладить. Это не самая простая модель поведения, со своими мотивами и причинами. Как бы это мне объяснили в большинстве других игр? Криво. Кринжово. А здесь это естественное понимание, которое приходит с течением повествования. Внятными диалогами, а не швырянием в лицо фактов.

И тут настигает то самое удивление-воспоминание. Это рогалик! Да, рогалик с вменяемым и толково прописанным сюжетом, изящным сторителлингом и проработанными персонажами. Крайне непривычно видеть подобное в жанре, который прекрасно работает и с обычными сюжетами «для галочки». Но это, безусловно, приятное удивление.

Потусторонние звуки

Аудио в Hades стоит отметить отдельно. От сравнений с другими представителями жанра и тут не уйти. Вспомните музыкальное сопровождение других рогаликов. По большей части это несколько залипательных мелодий, которые вы знаете наизусть спустя пару часов игры. Продолжительность саундтрека Hades составляет два с половиной часа. И там нет никакого однообразия. Музыка разная, быстрая, медленная, мажорная и минорная, на любой вкус. Отличные песни. У студии-разработчика никогда не было проблем с музыкой в играх, но тут они превзошли себя. Великолепная палитра разнообразных композиций будет сопровождать вас каждую минуту.

Орфей и Эвридика исполнят один из лучших дуэтов в игре. И в сюжетном и в музыкальном смысле

Детали, детальки и деталюшечки

Аид в деталях, да. Их здесь огромное количество, они пронизывают игру от начала и до конца. На каждый не только поворот сюжета, даже на малейшей шажок сюжета, реагирует мир и его обитатели. И это действительно потрясающе. Просто потому что это совершенно не было необходимым.

Несколько примеров. Ну, вот берёте вы сувенир, который вам подарил кто-то из знакомых, с собой в побег. И он издаёт звук. И это свой уникальный звук. И другие сувениры звучат при экипировке иначе. Или вот на кухне дома Аида стоит шеф-повар и режет лук. И иногда он телепатически подбрасывает его в воздух и разрезает в полёте. Сущая мелочь, почти незаметная. А вот в пути вы встречаете бога, который хочет вас одарить своими благословениями. И он может упомянуть своих родственников, которые вам уже повстречались или ждут впереди. Или прокомментировать ваше оружие, ваше поведение, возможно даже вашу скорость прохождения. В игре сотни различных мелочей. Без преувеличения, сотни. Вероятно тысячи. Диалоги, анимации, комментарии, звуковые эффекты.

И это всё совершенно не обязательно. Большинство игр обходится без этого и в них играют же, зачем всё это? Для разработчиков это было обязательным. Они хотели окружить игрока огромным количеством маленьких и приятных деталей. Это то самое «Мы любим, ценим и уважаем своих игроков!», которое сыпется на нас со всех сторон, из PR отделов крупных разработчиков и издателей. Кто-то говорит, кто-то ещё и делает.

Где-то на этой арене прячется одна маленькая тень, которая станет вашим самым преданным поклонником. Ещё одна приятная деталь

Заметки на полях

Это тот же Bastion в своей сути. Тот же игровой хаб для передышки, в котором можно проверить своё снаряжение и вперёд — к приключениям. Но это совершенно другая игра по качеству. Разработчики показали отличный прогресс за десять лет своей работы. Чего не коснись — всё лучше, глубже, проработано точнее и интереснее в целом. Игроки и критики это заметили. В Steam процент довольных пользователей составляет умопомрачительные 97%. А различные издания и критики выдали Hades более 60 титулов «Игра года», в 2020 году награждали активнее только The Last of Us Part II и Ghost of Tsushima. Неплохо для рогалика, не правда ли?

Ещё примечательно в игре реализовано то, что нынче принято называть «повесточкой». Она здесь совершенно уместна и почти незаметна. Уместна она исходя из исторического контекста: любой человек, знакомый с нравами и культурой Древней Греции, не удивится, например, любовной линии Ахилла и Патрокла. Ну просто потому что её описал ещё Гомер в «Одиссее», из песни слов не выкинуть. Из поэмы возрастом более двух тысяч лет тем более.

Реализация этнического разнообразия легла на плечи богов. Темнокожая Афина, шустрый азиат Гермес и далее по списку. И это, лично у меня, не вызывает вообще никого диссонанса. Они же боги, в конце концов! Они предстают как им угодно, на мнение окружающих им плевать. Повезло ещё что хоть в образе людей. Зевс вон в какую только живность не преображался в попытках охмурить очередную женщину. Кстати, этими самыми любовными похождениями можно объяснить и такое этническое разнообразие у многих Олимпийцев — они же и его дети. Некоторые боги выглядят и вовсе замечательно с подобными акцентами — Дионис с кавказскими чертами, в окружении виноградных лоз крайне органичен.

Дионис приглашает поучаствовать в настоящем кавказском застолье

Следующая заметка будет посвящена концовкам игры. Их две. Точнее три. Первая наступит спустя часов 10-20 игры. Она типичная, с титрами. Но сразу после них вам явно намекают — дел ещё невпроворот. К тому же за эти часы вы даже не сможете посмотреть все аспекты оружия, благословения богов и много ещё чего. Вторая наступит довольно непредсказуемо, она зависит от ваших действий в игре, сложно сказать когда именно вы до неё доберётесь, я до неё дошёл примерно через 80 часов. Можно позже, можно раньше (особенно если загуглить условия для её наступления). На этом большая часть сюжета будет окончена. Третья концовка наступит тогда, когда вам захочется. Вы можете играть сколь угодно долго, просто наслаждаясь процессом или выставив себе какую-либо цель: прокачать всё оружие, открыть все украшения для адского замка и прочее, и прочее. Это действительно приятно — просто заскочить в Hades, пробежать подземелье за полчасика, размять пальцы.

Следующая замечательная вещь — техническая реализация. Проблем в игре ноль. Никаких провисов, никаких тормозов, никаких ломающих игру багов. Оно и не удивительно — ещё на раннем доступе в магазине Epic Games игру приобрели более 700 000 игроков и с их помощью из игры вытравили мельчайшие технические шероховатости. Запускается она, стоит отметить, на самых нетребовательных системах, офисный ноутбук со встроенной видеокартой вполне себе способен потянуть Hades. Выпустить в релиз игру без технических проблем и без дыр в контенте с заделом на DLC?! Чудеса да и только в наши времена.

Последним пунктом отмечу полную необязательность сюжета. Некоторых игроков вполне могут отпугнуть все эти истории о превосходном, вездесущем и подробном сюжете Hades, о нём говорили все кому не лень. А поклонникам рогаликов он может и не нужен вовсе. Жанр в сюжете не нуждается, это, пусть и приятная, но надстройка. Так вот — не пугайтесь. Абсолютно все сюжетные диалоги вы можете спокойно прокликать. Там не будет никаких влияющих на геймплей выборов, ни один пропущенный диалог не закроет вам оружие, приём или вообще что-либо. Хотите исключительно экшончика с нулевым напряжением разума и чувств? Вам сюда.

Последний круг ада

Hades доступен почти везде. На Windows, macOS, Nintendo Switch. С 13 августа 2021 года игра доступна и на PlayStation 4 и 5, Xbox One, Xbox X и S.

Рекомендую ли я её к прохождению? Не просто рекомендую, даже немножечко настаиваю. Это проект созданный с любовью. Он вылизан, в него вложен многолетний опыт. Он не требует от вас кучи денег, не тянет вас за уголок кредитной карточки раз в пару дней. Это такая игра вне времени. Запустить её лет через пять или десять и она будет так же прекрасна. Hades – маленькое фамильное украшение, которое можно передавать из поколения в поколение. На фоне валяющихся рядом несуразных побрякушек такие ценности выглядят особенно приятно.